Данный сайт и указанные на нем представительства в социальных сетях являются единственным официальным источниками информации
ФГБУК Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
 
 

Выставки, события, новости / Выставка «Серебряный век русской иконы»

Начало XX столетия в истории русской культуры принято называть «серебряным веком». Родившийся в среде русской эмиграции, вынужденной покинуть Россию во время революционных событий, этот термин очень точно охарактеризовал последний высокий расцвет искусств в Российской империи, который пришелся на краткое время накануне ее гибели. Мало кто знает, что наряду с литературой, философской мыслью и живописью свой замечательный взлет в начале века пережило и русской национальное искусство – иконопись. Первые успехи научной реставрации открыли русскому обществу красоту художественного языка древнерусской иконы. Огромное впечатление эстетика древнего образа произвела на художников, работавших в области церковного искусства, в результате чего в иконописи и декоративно-прикладном искусстве сложился новый стиль, удивительно гармонично сочетавший в себе традиционные формы с актуальными художественными идеями своего времени. Это искусство было результатом долгого процесса поиска нового языка в русской иконе, начавшегося еще на рубеже XVIII-XIX веков. И если бы не революционные события, на многие десятилетия прервавшие развитие иконописи в России, то, очевидно, что именно этому направлению церковного изобразительного искусства принадлежало будущее.

На выставке будут представлены наиболее интересные произведения «серебряного века» русской иконописи из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний. Особого внимания среди них заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала столетия – Николая Емельянова и Алексея Вашурова, в чьем творчестве попытка возрождения традиционного начала в иконописи была наиболее убедительной. Также будут экспонироваться работы других интересных мастеров, находившихся в постоянном поиске новых форм, таких, как Яков Богатенко.

В неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании традиционной иконографии икон начала XX века отразилось воздействие стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова еще в 1880-е годы. Однако, иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык.

В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество С.И. Вашкова – главного художника московского Товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве предметов церковной утвари, облачений и храмового убранства. В его работах формы древнерусского, раннехристианского и византийского искусства гармонично сочетаются с мотивами стиля модерн. На выставке будут представлены иконные киоты и оклады икон, выполненные по популярным оригиналам С.И. Вашкова на фирме Оловянишниковых и других московских мастерских.

43 Российский Антикварный Салон будет проходить с 14 по 22 октября 2017 года в Центральном Доме художника на Крымском валу.

БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ 1906 год. Мастерская А.И. Богатенко, Москва. Дерево, темпера. 31 × 26,7 см. Из собрания Г.А. и М.А. Покровских СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ. Начало XX века. К. Василевский (?), Москва. Дерево, левкас, темпера, золочение. 26,5 ч 22,5 см. КП 2189

 

 

 




Официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook



Официальный аккаунт Музея имени Андрея Рублева в Twitter



Официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Google+




Музей им. Андрея Рублева наЦентральный Государственный Музей Древнерусской Культуры и Искусства им. Андрея Рублева